суббота, 17 декабря 2016 г.

Экспопара

ЭКСПОПАРА ...

Экспопа́ра — название сочетания экспозиционных параметров в фотографии: выдержки и диафрагмы.
Регулировка экспозиции при фотосъемке производится подбором правильной экспопары. Одной и той же экспозиции могут соответствовать различные экспо-пары.
В соответствии с законом взаимозаместимости эти экспопары по действию на светочувствительный материал равнозначны.



Это даёт возможность регулирования глубины резкости и отображения движения подбором соотношения экспозиционных параметров. В зависимости от снимаемого сюжета можно выбрать экспопару с меньшим относительным отверстием, дающим наибольшую глубину резкости, или с более короткой выдержкой, позволяющей получать резкое изображение быстродвижущихся предметов. В том и другом случае правильная экспозиция достигается пропорциональным изменением второго экспозиционного параметра.
В некоторых случаях можно придать снимку эффект «смазанности», подчеркнув движение в кадре. Это достигается увеличением выдержки до величины порядка 1/15 — 1/8 с и соответствующим диафрагмированием. Таким же образом подчёр-кивается пространство уменьшением глубины резкости, получаемым открытием диафрагмы до максимальных значений.
В прошлой статье мы рассмотрели полуавтоматические режимы съемки, попрак-тиковались с каждым из них, теперь настало время понять, как правилько фотографировать в ручном режиме. Однако прежде чем приступить непосредственно к фотографированию давайте  разберемся как фотоаппарат регулирует экспозицию в автоматическом режиме и как нам придется ее регу-лировать в ручном.
Помните, в статье про диафрагму мы говорили о том, что каждое последующие значение диафрагмы вдвое изменяет количество света, попадаемого на матрицу фотоаппарат. Стандартная шкала диафрагмы выглядит следующим образом и каждое изменение значения называется ступенью, шагом или стопом диафрагмы
f/1;  f/1.4;  f/2;  f/2.8;  f/4;  f/5.6;  f/8;  f/11;  f/16;  f/22;  f/32;
Между ними также бывают 2 промежуточных значения, но именно при изменении диафрагмы на одну ступень количество света изменяется в два раза.
Аналогично, диафрагме выдержка тоже имеет ступени и ее изменение на одну сту-пень приводит к изменению количества попадаемого света в два раза.
1/4000, 1/2000, 1/1000, 1/500, 1/250, 1/125, 1/60, 1/30, 1/15, 1/8, 1/4, 0″5, 1″, 2″, 4″, 8″, 15″, 30″
Чувствую, что у вас в голове созревает резонный вопрос, а зачем мне все это надо? Расскажите лучше как правильно фотографировать! Немного терпения и все встанет на свои места.
Так вот, экспопара представляет собой пару значений диафрагмы и выдержки, при этом одно и то же значение экспозиции могут обеспечивать несколько экспопар, например 1/30 и  f8, 1/60 и  f5.6, 1/125 и  f4 и так далее (совместите мысленно две шкалы, представленные выше). В этом вы, надеюсь, убедились, рассматривая полуавтоматические режимы съемки, где камера сама подбирала пару для заданного значения диафрагмы или выдержки так, чтобы экспозиция не изме-нялась.
Теперь эта святая миссия будет возложена на вас. Однако, и здесь автоматика при-ходит на помощь!
На дисплее фотоаппарата, а также в нижней части видеоискателя есть шкала с отметкой EV, значениями от -2…-1…0…+1…+2 и бегунком. Вот этот бегунок-то и подскажет, какова будет экспозиция при выбранных значениях диафрагмы и выдержки. Если он смещается влево к отрицательным значениям, то кадр будет недоэкпонированным, а если вправо, то переэкспонированным. Вашей задачей для начала будет поставить ISO в зависимости от условий освещения, и изменяя диафрагму и выдержку получить нормальную экспозицию.

Если вы не знаете, с каких значений начать, то можете воспользоваться несложным универсальным Солнечным правилом шестнадцати:
Чтобы получить нормальную экспозицию в яркую солнечную погоду поставьте значение диафрагмы f/16, а выдержку и ISO  – обратные значения, т.е например, 1/100  и ISO 100; 1/200  и ISO 200; 1/400  и ISO400 и т.д.
Если же день облачный, откройте диафрагму до f/8, а остальные значения поста-вьте по аналогии с предыдущим примером.
Это правило может служить отправной точкой, а далее корректируйте значения параметров, уже зная о том, к чему приведет изменение диафрагмы и выдержки на один стоп, и следя за бегунком, показывающим уровень экспозиции.
Понять как правильно фотографировать можто только на практике, потому что  все зависит от освещения в каждой конкретной ситуации. Да и понятие правильного относительно, вы же помните, мы рисуем светом! Вы  скоро научитесь быстренько оценивать свет и выставлять правильные параметры, надо просто набить руку .
Итак, помня о том, что увеличение диафрагмы и сокращение выдержки на один стоп оставит экспозицию неизменной, тогда как увеличение или уменьшение одного из параметров на один стоп приведет к освещению или затемнению кадра в 2 раза, начните потихоньку фотографировать в ручном режиме, поиграйте с параметрами, вернитесь в полуавтоматический режим, чтобы посмотреть, как это делает автоматика, и фотографируйте, фотографируйте и фотографируйте!
Вы определились, что будете снимать и какого эффекта хотите достингуть? Помните об особенностях длинных и коротких выдержек и открытой/закрытой диафрагмы? Тогда вперед, целый мир фотографии и ручных настроек ждет вас!

Комментариев нет:

Отправить комментарий